3D не для всех

Всего месяц назад на берлинской выставке IFA Panasonic показал уникальную трёхмерную видеокамеру HDC — Z10000. Её нешуточные размеры и массивный спаренный объектив свидетельствовали о весьма серьёзном, подходе к трёхмерной съёмке.

HDC - Z10000

И вот, буквально через месяц после анонса, в нашем, распоряжении оказался первый в России экземпляр этого камкордера.

ОГОВОРЮСЬ СРАЗУ: несмотря на внушительную внешность, наша сегодняшняя испытуемая ориентирована не только и, может быть, даже не столько на профессионалов, сколько на независимых творческих людей, самовыражающихся посредством видеосъёмки, У них, кстати, уже появилось устоявшееся название —видеограферы. Под это широкое определение попадают и журналисты, и, конечно же, продвинутые любители, понимающие, что действительно высококлассного изображения от камеры размером с сигаретную пачку добиться вряд ли удастся.

Самая выдающаяся во всех смыслах слова деталь HDC — Z10000 это, естественно, объектив. Несмотря на внешнее сходство с продвинутыми, но чисто любительскими моделями Panasonic серии 900, здесь двойная оптика не проецирует изображения, предназначенные для разных глаз, на один и тот же сенсор. За каждым из двух полноценных объективов смонтирован отдельный трёхматричный модуль 3MOS, так что в общей сложности в камере установлены шесть матриц. Более того, разработчики сумели оснастить каждый объектив полноценной системой оптической стабилизации.

Ещё одна интересная фишка «десятитысячной» заключается в том, что она стала первой в мире ЗД — видеокамерой с интегрированной оптикой, которая умеет снимать ролики в самом прогрессивном на сегодня формате 1080/50р. Напомню, что в соответствии с общепринятыми спецификациями Full HD картинка записывается в формате 50i —то есть каждую секунду фиксируется 26 кадров, каждый из которых разбит на два «поля», содержащих только чётные или нечётные строки изображения. Такой подход помогает снизить скорость цифрового потока, а значит, сэкономить объём носителя и уменьшить нагрузку на видеопроцессор, хотя качество картинки от этого, понятное дело, не улучшается —особенно страдает контурная чёткость движущихся объектов. Именно поэтому при записи на Blu — ray фильмов, снятых на киноплёнку, частенько используется формат 24р —кадровая частота чуть меньше, зато соседние строчки одного кадра не разъезжаются при быстром смещении объектов.

Приятная новость заключается в том, что на данный момент мощность сигнальных процессоров и пропускная способность памяти выросли настолько, что необходимость «полосовать» картинку наконец отпала, тем более что и кинескопные телевизоры, не поддерживающие отображение полнокадровой картинки, скоро окончательно канут в историю. Так что у нового формата 1080/бОр есть все шансы стать новым глобальным стандартом, к тому же и голливудские киностудии сейчас всерьёз подумывают о повышении частоты съёмки фильмов —трёхмерное кино настоятельно требует принципиального улучшения плавности движения в кадре.

НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Внешний вид аппарата наверняка удивит не только владельцев компактных камкордеров, но и бывалых профи: огромный тубус овального сечения содержит два идентичных 12 — кратных объектива, на передние линзы которых нанесено покрытие из наночастиц, снижающих рассеивание света, а значит, повышающих микро — и макроконтраст изображения. Управляется стереосистема огромными кольцами, которые, правда, непосредственно с оптикой не связаны, а лишь передают команды системе сервоприводов. Такая схема ценна тем, что шансов повредить точную механику слишком энергичными движениями у оператора практически нет.

Как и положено полупрофессиональным аппаратам, верхняя ручка оснащена дублирующей системой включения записи и управления зумированием, а кроме того, несёт разъемы XLR, к которым можно подключать не только микрофоны, но и источники линейного сигнала: селекторы чувствительности и выключатели фантомного питания расположены по соседству и прикрыты прозрачной крышкой. Тут же установлен и интегрированный многоканальный микрофон с изменяемой направленностью —явный реверанс любителям, в чисто профессиональной технике таких гибридных конструкций не встретишь. Оригинально решена проблема защиты экрана мониторчика —в выключенном состоянии он просто прячется в особую нишу внутри рукоятки.

Под видоискателем смонтирован двойной слот, принимающий карточки SDHC и SDXC, таким образом, общий объем установленной памяти может достигать 128 Гб, чего при максимальном битрейте 28 Мбит/с должно хватить примерно на десять с половиной часов записи.

МОТОР!

Взяв в руки «десятитысячную», понимаешь, чего лишились рядовые любители самодельного кино в борьбе разработчиков за миниатюрность, простоту настроек и общедоступную стоимость. Кольца ручной фокусировки, зумирования и диафрагмы обладают на удивление мягким ходом и большими углами поворота, а потому дают возможность настроиться с крайне высокой точностью.

Ещё один ценный элемент управления —колесико Convergence, отвечающее за правильное представление трёхмерных объектов в стереокадрах. Ручную настройку объёмного изображения сильно облегчает функция 3D Guide, при включении которой на экран выводится информация о диапазоне расстояний, в котором можно снимать 3D при заданных настройках.

Огромный 3,5 — дюймовый экран с рекордным разрешением 1,152 мегапикселя позволяет рассмотреть сцену в мельчайших подробностях, а если съемка ведётся в 3D, то и в объёме, Правда, справедливости ради надо сказать, что трёхмерное изображение на мониторчике можно увидеть далеко не под любым углом —объём приходится как бы ловить взглядом. При съёмке в солнечный день удобно использовать полудюймовый видоискатель высокой чёткости, снабжённый невероятно комфортным резиновым наглазником. В отличие от ЖК — монитора его цветопередачу сверхточной не назовёшь, зато имеется возможность отключить цвет совсем и контролировать запись по чёрно-белой картинке.

Регулировок изображения и вспомогательных функций предусмотрена масса, даже их беглое описание в формат журнального обзора не войдёт. Скажу лишь, что, полностью настроив камеру под себя, состояние «регулисторов» можно сохранить в одной из трёх ячеек памяти, а затем в любой момент вызвать все установки одним нажатием кнопки.

Отдельного упоминания заслуживает звуковой тракт —благодаря микшеру с ручной регулировкой уровня и режиму записи РСМ камеру вполне можно использовать в качестве внестудийного рекордера.

СНЯТО!

Смысл установки в HDC — Z10000 двух независимых оптико-электронных трактов очевиден: кадрам для левого и правого глаз не приходится делиться друг с другом ни разрешением оптики, ни полезной площадью MOS — сенсоров, так что в результате получается объёмное изображение, по характеристикам ни в чём не уступающее плоскому. Смотреть отснятый материал было непросто в том смысле, что внимание с технических параметров картинки постоянно переключалось на несовершенство собственного операторского мастерства. Чёткость картинки такова, что даже на 65 — дюймовой плазме мелкие детали не выглядят намыленными. Границы насыщенных цветов чёткие, а тональные переходы равномерны и свободны от «ступенек». Динамический диапазон яркости велик, но, разумеется, не настолько, чтобы вместить в себя сверхконтрастные сцены вроде жанровой съёмки в ночном городе. Точно и быстро настроить экспозицию помогает «зебра» —индикатор, выделяющий на экране зоны, не укладывающиеся в допустимые яркостные границы.

Как следует освоив систему настройки ЗД — изображения, можно добиться отчётливого ощущения объёма в достаточно большом диапазоне съёмочных расстояний. Кстати, ещё один рекордный показатель —трёхмерное видео HDC — Z10000 способна снимать с дистанции всего 45 сантиметров. Вообще, главное в работе с 3D —опыт и понимание, что некоторые операторские огрехи, едва заметные на обычной картинке, тут могут привести к полному разрушению объёмного эффекта.

В плане удобства работы придраться можно разве что к мелочам: при переходе с трёхмерного режима съёмки на обычный зум съезжает в самое широкоугольное положение, а встроенный микрофонный модуль иногда фиксирует манипуляции оператора с органами управления, установленными на верхней ручке.

ТИТРЫ

Как и следовало ожидать, HDC — Z10000 оказалась способна на многое —фактически перед нами полупрофессиональная репортажная камера, полностью адаптированная к работе в 3D. Как и любой аппарат подобного класса, она требует достаточно серьёзных операторских навыков или, по крайней мере, осознанного желания ими овладеть. Одним словом, получается эдакое «кино не для всех». Но тем, чьи возможности и операторские амбиции простираются немного дальше сюжетов типа «как я лежал под пальмой», настоятельно советую присмотреться к этому аппарату внимательнее. При его трёхмерных возможностях и качестве картинки цена завышенной уж точно не покажется.

ПРИЯТНО УДИВИЛО

Отличное качество картинки в целом, выдающиеся чёткость и контрастность. Широкие возможности и удобство настройки трёхмерного изображения, продвинутая система звукозаписи.

НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО

Немного вычурная цветопередача видоискателя, относительно небольшие физические размеры матриц не позволяют добиться экстремально малой глубины резкости.

25 ноября 2011 в 13:15Комментариев нет Идеи

Добавить комментарий

имя:

e-mail:

сайт:

текст:

Subscribe without commenting