Цифровая прививка

Их пока немного, но уже можно увидеть чёткую перспективу на будущее.

Musical Fidelity M6iНА САМОМ ДЕЛЕ внедрить в Hi — Fi — компонент отдельный тракт с USB несложно и совсем недорого. Ставится чип — контроллер шины, а сигнал от внешнего источника затем перенаправляется на встроенный. И Далее через коммутатор входов подаётся в звуковой тракт. Однако такая схема выглядит логичной лишь для тех аппаратов, у которых такой ЦАП уже есть. Вот почему гнездами USB первыми обзавелись СД — проигрыватели и многоканальные ресиверы, затем —внешние конверторы. Но теперь всё чаще стали появляться и стереофонические усилители, у которых на задней панели имеется USB. Зачем аналоговому, по сути, прибору гнездо под компьютерный шнур?

Здесь стоит сразу расставить точки над «i». Некоторые производители электроники таким образом лишь оставляют для пользователя возможность программного апгрейда управления, индикации или алгоритмов процессорной обработки звучания, если такие модули есть в компоненте. По понятным причинам мы не стали включать в обзор усилители, у которых гнездо USB вообще не предназначено для передачи музыкального сигнала.

У других разработок тоже не всё так однозначно. Одни компании за счёт этого лишь расширяют функциональность своих интегральных или предварительных усилителей —USB здесь приятный, удобный, но далеко не самый главный бонус. Дескать, теперь вы можете подключить и PC, но качество звучания не регламентировано. Однако уже встречаются и такие компоненты, в которых шина USB выделена в качестве главной либо выступает наравне с традиционными аналоговыми входами. И теоретически она действительно может соперничать с любыми другими способами передачи, ведь сам протокол USB так устроен —он допускает так называемый асинхронный режим. Данные в нём предаются не в виде непрерывного потока, не защищенного от джиттера, а с проверкой целостности блоков, с обратным каналом для исправления ошибок, и лишь затем, когда на приёмном конце накапливается должный массив, он отправляется на преобразование бит в бит, как в оригинальном коде.

Именно на углублённом изучении качества передачи по USB — протоколу и выстраивалась вся методика испытаний в этом обзоре. Мы не станем расписывать функционал и внутреннее устройство каждого усилителя, а сосредоточим внимание на звучании усилителей во всех режимах и будем искать даже малейшие различия при переходе от аналогового входа к цифровому. А чтобы свести к минимуму субъективные ошибки, мы привели к «одному знаменателю» и музыкальные программы. Всё, что воспроизводилось на референсном CD — проигрывателе, было предварительно сохранено на компьютере в виде точных WAV — копий и воспроизводилось стандартным программным плеером iTunes в линейном режиме с отключёнными звуковыми и пространственными эффектами.

Musical Fidelity M6i

Интегральный M6i представляет собой классический хайфайный усилитель с линейным трактом. Разработчики не ставили перед собой цель расширить его функциональность, внимание было уделено лишь тому, что напрямую отвечает за качество звучания. На борту британского аппарата имеется изолированная предварительная секция с предельно коротким трактом и коммутатором на пять источников. 200 — ваттные оконечники, работающие в классе В, также физически разделены и образуют схему двойного моно, хотя получают питание от одного мощного трансформатора с разделенными обмотками. О характеристиках цифрового тракта, который включает в себя ЦАП и приёмник, работающий с шиной USB, известно мало. Похоже, эта фича имеет здесь второстепенное значение.

Подключение источника к балансному входу M6i гарантирует наилучший результат. Усилитель формирует геометрически правильную звуковую сцену. Все планы на месте, они легко читаются, кажущиеся источники не раздуты. Выразительно раскрываются и тональные нюансы —аппарат не вносит отсебятины, верно передаёт гармонический колорит всех без исключения инструментов. Бас почти идеален, хорошо задемпфирован, не распущен и неразрывно связан со средним регистром. Верхняя полоса нейтральна. Прохладные оттенки, которые можно иногда заметить, не отвлекают. Зато вообще нет транзисторной подкраски, поэтому все звуковые детали воспроизводятся в мельчайших подробностях. M6i выдаёт массу музыкальной информации и не скрывает ничего важного —к его к мощному, уверенному звучанию быстро привыкаешь, несмотря на строгие манеры.

Переключение на обычный линейный вход сопровождается незначительным уменьшением усиления, но если его компенсировать, то получаешь очень похожий открытый звук с таким же сильным динамическим темпераментом. Сохраняется и строгий тональный баланс с прохладными оттенками. В верхней середине, правда, появляется некоторая сухость, но она незначительна и, вероятно, вызвана особенностями кабелей. Больше отличий находим в том, как усилитель выстраивает сцену. Масштаб остаётся, но локализация на флангах (особенно при воспроизведении источников с высоким спектром) уже не отличается той чёткостью и стабильностью, как при балансном подключении, переход на USB приводит к ещё большему ослаблению громкости —почему-то разработчики не озаботились выравниванием уровней по разным входам. Бас нормальный, определённый, полновесный —к нему претензий нет. И нижняя середина радует гармоничностью. Здесь M6i звучит без фальши, с естественной и быстрой динамикой. Однако в среднем регистре уже нет идиллии —в саунде проступает аппаратная подкраска цифрового происхождения, ухудшается деталировка. А верхний регистр и вовсе не блещет красотой. Дисканты упрощаются, приобретают кристаллические холодные оттенки, а фланговые КИ с высоким спектром локализуются на пищалках АС. Более устойчиво и чётко в пространстве вырисовываются лишь те образы, которые сосредоточены в центре и имеют низкий или среднечастотный спектр. Они и вызывают иллюзию масштабной сцены с внушительной глубиной.

ПОРАДОВАЛО

Структурный бас и отличная динамика для всех аналоговых входов. Отсутствие «транзисторных» оттенков. Высокая деталировка и пространственная точность при балансном подключении.

ОГОРЧИЛО

Незначительная прохладная подкраска. Упрощение звуковой сцены, деградация среднего и особенно высокого регистров при переходе на USB.

Pioneer A — A9MK2

Компания Pioneer, возрождая свою хайфайную линейку, привлекла к разработке новых усилителей специалистов одной из самых известных звукозаписывающих студий AIR Studios. Именно её знак и украшает строгий и лаконичный алюминиевый фасад А — А9МК2. Поэтому не стоит обращать внимание на довольно средние технические характеристики этого аппарата. Куда важнее тот факт, что каждое звено этого усилителя, будь это предварительный тракт, коммутатор, электронные регуляторы громкости и тембра, прошло самую тщательную настройку и получило одобрение у профессионалов. А — А9МК2 не обделён и интересными инженерными решениями. В схеме питания используются параллельные выпрямители для увеличения быстродействия и защиты от помех, а схема стабилизации разделена на две секции для реализации идеи двойного моно в симметричных усилительных каскадах. А ещё А — А9МК2 вполне заслуживает звания самого универсального усилителя в нашем обзоре, у которого есть и передовой цифровой тракт с USB, и RIAA — корректор для винила.

«Девятка» подкупает чистотой и открытостью. Она соединяет в себе, казалось бы, противоположные качества —исключительную детальность во всем диапазоне и мягкую, комфортную для слуха подачу, холёный и лишенный каких-либо аппаратных «примесей» верх и душевной теплоты средний регистр. Всё сказанное, предупредим сразу, относится к режиму, когда источник подключён к линейному входу и активирован режим Direct. Из особенностей этого интегральника отметим сглаженный басовый рельеф. Фундаментальный низ у него тоже как-то не слишком выражен. Но некоторый дефицит грубых бойцовских качеств компенсируется чёткой атакой в средней полосе и общей высокой информативностью. «Японец» виртуозно выводит каждую гармоническую линию, изящно передаёт все детали и формирует в пространстве вещественные натуралистичные образы. В области перехода от СЧ к ВЧ саунд слегка «подогревается», но этот акцент ничуть не портит нюансировки. Напротив, кажется, что звук предстаёт совершенно обнажённым. Недурны у А — А9МК2 и пространственные качества. Локализация очень чёткая, фокус на передний план наведён идеально. Чуть размыты лишь удаленные КИ, но такое построение пространства имеет даже какой-то особенный шарм.
Лёгкий дефицит энергетики по басу мы попробовали выровнять темброблоком, для чего, разумеется, пришлось отключить Direct. Но результат не впечатлил. Ухудшилась информативность и пространственная точность, в верней середине проступил нездоровый румянец, а на ВЧ —вуаль. Так что лучше потратить силы и время на подбор акустики и кабелей, которые помогут «девятке» раскрыться в нижнем регистре.

А теперь самое интересное —переход на USB. Компьютер сообщил, что к нему подключили устройство «Burr — Brown Japan PCM2702». Произошло некоторое ослабление громкости. Динамика приугасла, характер воспроизведения стал ещё более гладким и беззубым. Зато проступила «инфра» —большой оркестровый барабан читается намного лучше, усилилось ощущение объёма, чётче обозначился рабочий бас. Но главное, что мы ничуть не потеряли в деталировке. И это —настоящее достижение! Всё-таки может интерфейс USB донести до вас звук с аудиофильской дотошностью. Микродинамика ничуть не ухудшилась, верх не зачерствел и не остекленел. Гармоническая картинка осталась полной, все образы в пространстве сфокусированы, притом удаленные планы эшелонируются чуть лучше, чем при аналоговом подключении. Даже система Sound Retriever —«улучшайзер» для сильно сжатых записей —заслуживает положительного резюме. При проигрывании файлов в трЗ с битрейтом менее 128 Кбит/с от неё и в самом деле есть прок. Звучание «удобряется» синтетическими ВЧ — деталями, отчего возникает иллюзия полноценного хайфайного воспроизведения.

ПОРАДОВАЛО

Первоклассный звук при использовании USB. Исключительная микродинамическая и гармоническая нюансировка в режиме Direct. Прозрачный верхний регистр.

ОГОРЧИЛО

Быстрая динамика есть, а вот силовой конкретики маловато. Басовой полосе немного недостает рельефности и фундаментальности. Удалённые планы глубоки, но чуть размыты.

ПОКОРИТЕЛЬ ПРОСТРАНСТВА

NuForceICON2

Этот USB — усилитель настолько мал, что поставляется в пластиковой коробке, в такую же другие производители обычно упаковывают кабели. При этом в комплект ещё входит подставка, внешний 15 — вольтовый блок питания с силовым шнуром, USB — кабель и парочка акустических. О последних стоит сказать особо —они сделаны из кабеля САТ5, который представляет собой пять изолированных витых пар и применяется для прокладки сетей LAN. На одном конце этих отрезков заделаны обычные «бананы», а на другом… «эзернетовские» разъемы RJ45. Разработчики посчитали, что такое соединение обеспечивает достаточную площадь контакта, и предпочли его громоздким винтовым клеммам. Для тех, кто всё же предпочитает традиционные кабели, компания выпускает переходный модуль с винтовыми Banana Plug.

Притом что ICON 2 даже отдалённо не напоминает хайфайный компонент, все признаки полноценного интегрального усилителя у него есть. На лицевой панели имеется механический регулятор громкости и селектор источников, а с тыла —дополнительные аналоговые входы. Да и мощность в 30 Вт на канал, которые развивают цифровые оконечники ICON 2, покажется недостаточной лишь тем, кто не слышал ламповые однотактные усилители.

Он звучит на удивление аккуратно и сильно, без явных отклонений в тональном балансе и без «видимых» нарушений в построении звуковой сцены. Причём именно пространство, пожалуй, является самым сильным качеством ICON2. Первый и второй планы отрисовываются настолько точно, а образы получаются до того телесно, что у слушателя действительно возникает ощущение визуализации сцены. Уверенно и без фальши проявляются в стерепанораме и удаленные КИ. Здесь можно всерьёз говорить как об эшелонировании, так и о верной широте передачи образов. Лишь на флангах улавливаются пространственные деформации. То, что должно локализоваться позади АС, уже не отличается безупречной трёхмерной чёткостью и воспроизводится схематично.

Конечно же, скромная выходная мощность ICON 2 даёт о себе знать. Но динамическая слабина проявляется вовсе не там, где её ждешь —не на ударных и даже не на мощных басах, а на протяжённых и интенсивных пассажах… акустической гитары. Дело в том, что в спектре этого инструмента могут присутствовать сложные и низкие и даже сильные инфранизкие компоненты. Мощная аудиосистема всё это воспроизводит без труда, а вот крошечный ICON 2 такие гармонические составляющие выводят на предел его энергетических возможностей и быстро доводят до клиппинга. Инструмент теряет силу и чистоту, звук становится дряблым, а щипки получаются трескучими. Но в остальном просто удивительно, как при всех ограничениях ICON 2 «держит фасон». В ряд полноценных хайфайных компонентов его ставит богатый на детали звук, верный музыкальный баланс и умение не прибавлять собственной аппаратной подкраски. Если последняя и имеет место, то носит щадящий цифровой характер и едва-едва заметна в высоком регистре.

Особые надежды мы связывали с USB, ведь именно под этот интерфейс создавался усилитель, однако прослушивание оставило смешанные чувства. Во-первых, ICON 2 оказался очень требователен к кабелю. С тем, что прилагается в комплекте, аппарат звучит явно полнее и лучше, чем с тем, что был у нас. А добавление второго USB — удлинителя привело к тому, что усилитель вообще перестал принимать сигнал от источника — компьютера. Будущему владельцу непременно стоит принять это во внимание.

Во-вторых, по USB усилитель звучит явно тише, чем по аналогу. Даже при установленной на максимум громкости имеется недостаток динамики. Эта особенность почти не сказывается на роковых фонограммах, которые записываются, как правило, с высокими уровнями. Здесь дефицит драйва не заметен. А вот симфонические произведения с их мощными контрастами или записанные на слабых уровнях акустические вещи сильно страдают из-за банальной нехватки усиления.В-третьих, сама звуковая сигнатура при работе по USB не впечатляет. Саунд получается упрощённым на детали и тонкие тональные нюансы, КИ в звуковой сцене нестабильны и порой просто расползаются к краям стереобазы, а удалённые планы заметно приближены. Сколько мы ни экспериментировали, подбирая к системе даже новые кабели питания, но по аналогу ICON 2, как ни странно, всё равно музыку воспроизводит куда интереснее.

ПОРАДОВАЛО

Чёткий и динамичный почерк для усилителя с ограниченной мощностью. Стабильный контроль нагрузки. Правильное построение звуковой сцены при работе по аналоговым входам.

ОГОРЧИЛО

Качество воспроизведения при подключении источника по USB хуже, чем по аналогу. Вдобавок в данном режиме практически полностью отсутствует запас усиления.

Onkyo P — 3000R/M — 5000R

На сегодняшний день самый серьёзный тракт для работы с шиной USB, пожалуй, реализован у Onkyo P — 3000R. Японские инженеры ваяли за основу двухканальный предварительный усилитель аудиофильского класса и дополнили его самым совершенным трактом на двойном 32 — битовом ЦАПе Burr — Brown. Цифровая и аналоговая секции, разумеется, получают питание от разных стабилизаторов. Первая, помимо USB, имеет и другие входы, в т.ч. даже AES/EBU, и потому позволяет подключать любой цифровой источник. Аналоговая секция наделена коммутатором на четыре RCA — входа, встроенным RIAA — корректором, темброблоком, выходом на магнитофон, регулируемым Preout и балансным выходом на оконечный усилитель. Второй особенностью P — 3000R является возможность деления сигнала на частотные полосы для реализации bi — amping. Но в нашем тесте мы решили не усложнять систему —необычный аналогово — цифровой пред будет работать в паре с «родным» оконечником P — 5000R.

Бывает, включаешь какой-нибудь новый и совершенно незнакомый компонент в систему, а получаешь саунд, который кажется тебе настолько родным и близким, что просто испытываешь чувство вроде дежавю. Вот и пара Onkyo с первых же секунд прогрева приковала к себе внимание. Она выдала такой глубокий, бархатный и ласковый звук, что сразу вспомнились ламповые усилители. Многообещающее начало! И, поверьте, ассоциация была навеяна вовсе не стрелочными индикаторами, а именно нюансами звучания.

И всё-таки P — 3000R/M — 5000R не являются последователями американской усилительной школы, как показалось вначале. Да, есть что-то похожее —шокирующая тембральная щедрость, но без какой-либо приторности, грандиозная абсолютная динамика, но без огрубления и примитивности… В остальном всё иначе. Пространство большое, точное, но очень воздушное, выдвинутое на слушателя. Бас слегка растянут в послезвучиях, но растянут художественно, даже поэтично. Средний регистр не просто теплый, а какой-то задушевный. Верх ничуть не смягченный, но и не агрессивный —сухости и остроты, которая часто водится за «японцами», нет и в помине. И деталировка особенная:

все, что имеет музыкальный смысл и высокую важность для восприятия, передаётся в микроскопических нюансах. А малосущественные немузыкальные детали будто убраны вовсе.

И главная особенность: независимо от используемых аналоговых входов эта связка, несмотря на внушительную мощь оконечника, всегда звучит при малой громкости волшебно, соединяя такие редко сочетаемые качества, как информативность и деликатность. Твёрдой руки и железного порядка им немного не хватает как раз при высоких громкостях.

Не испортит ли всю эту благодать переход на USB? Мягкость и бархатистостъ в звуковой сигнатуре сохраняются. Тональный баланс и динамика тоже не претерпевают изменений, хотя атака ударных уже не так реалистична. Пространство очень большое, с глубокой планировкой, передние источники выдвинуты на слушателя и укрупнены, а удалённые даже чуть более задвинуты —трёхмерный эффект становится ещё более выразительным. Придётся мириться с ухудшенной локализацией на краях базы. Вдобавок и образы стали менее телесными —весомость осталась, но появилась некая бесконтурность. Деталировка хуже, но не драматично. Сложные тембры в среднем регистре уже не так пронзительны и чисты, но всё же не лишились и аудиофильского откровения. И верх остался девственно чист. А ведь неплохой итог!

К сказанному остаётся добавить, что эффект «пластификации» музыкального материала и укрупнения масштаба
вносит не USB, а сам ЦАП, интегрированный в пред P — 3000R. Это стало ясно, когда мы переключили источник на обычные цифровые и коаксиальные входы. Ещё более рафинированно был воспроизведён верх, ещё лучше проступила инфранизкая нота… Но общий характер звучания уже не изменился.

ПОРАДОВАЛО

Сокрушительные динамические возможности и при этом очень деликатное обращение с музыкальным материалом. Продвинутая секция ЦАП. Отличное пространственное и гармоническое разрешение.

ОГОРЧИЛО

Звучание по аналоговым и цифровым входам различается довольно значительно. Усилитель мощности вряд ли сможет контролировать сложную нагрузку.

найдено устройство

«Удачной покупкой» со всех точек зрения выглядит интегральный усилитель Pioneer A — A9MK2. И цена привлекательная, и качество звучания не оставит равнодушным. У этого аппарата на борту стоит действительно классный ЦАП и правильный контроллер USB, который принимает данные от компьютера без какой-либо деградации. Даже немного жаль, что этот функционал не расширен другими цифровыми входами.

Зато всё это есть у другого японского изделия —предварительного Onkyo P — 3000R. Он строг и солиден, выполнен с безупречным качеством, не имеет себе равных в плане универсальности, ведь к нему можно подключить не только компьютер, а вообще всё —от виниловой вертушки до студийного рекордера. За это, а также за душевное, подробное и очень чистое звучание, которое он показывает в паре с двухканальным оконечником Onkyo P — 5000R, он и получает «Выбор эксперта».

Как ни удивил нас «цифровой» NuForce ICON 2 совершенством звучания, рассматривать его в качестве полноценного хай — файного компонента не советуем. И дело тут вовсе не в его классе, гламурной внешности или в ограниченном функционале. При работе по USB он просто не сможет выдать должное звуковое давление с какими-нибудь «взрослыми» АС. Хотя для настольного аудио ICON 2 станет, пожалуй, наиболее грамотным и интересным приобретением.

Резюме для Musical Fidelity M6i будет составлено на диаметрально противоположных формулировок. В первую очередь это очень незаурядный интегральный усилитель аудиофильского уровня. Но USB здесь явно добавили по принципу «а чтоб было». По аналогу M6i даёт такой стройный, сильный, вылизанный звук, что переключение на прослушивание музыки с компьютера может слегка разочаровать.
нелинейности любой акустики. В режиме Direct характеристика предусилителя абсолютно линейна.

29 ноября 2011 в 17:52Комментариев нет Новости

Добавить комментарий

имя:

e-mail:

сайт:

текст:

Subscribe without commenting